Собеседование

Что такое собеседование (интервью) ?

Во-первых, это поиск взаимопонимания между интервьюером и кандидатом. Во-вторых, шанс выявить плюсы и минусы потенциального сотрудника, найти наилучший способ применения его способностей в компании. Не в последнюю очередь, попытка узнать, насколько человек вписывается в корпоративную культуру организации. И, наконец, встреча позволяет понять, насколько резюме соискателя отличается от его реального облика. Однако приглашение на собеседование можно воспринимать и как приглашение на переговоры по заключению сделки. Вы предлагаете воспользоваться товаром, который у вас есть, т.е. продать свои знания и умения за соответствующее вознаграждение, а работодатель в праве купить их у вас или у одного из ваших конкурентов, если ваши доводы будут не убедительны.

Наконец, собеседование – это способ познакомиться с еще одним интересным человеком. Пожалуй, самое важное – не испугаться быть самим собой! В любом случае, опытный рекрутер увидит и то, что вы из себя представляете, и то, кем пытаетесь казаться. Интервьюер подбирает наиболее подходящего сотрудника для компании, которую представляет. Значит, вам как соискателю имеет смысл войти с ним в максимальный контакт. Вам предстоит грамотно подать себя! Нет смысла обманывать, искажать факты, выдумывать то, чего никогда не было, рассказывать о самых нелицеприятных сторонах своего характера. Иначе собеседник просто не поймет, зачем вы пришли на эту встречу.
С другой стороны, как бы вы ни обаяли рекрутера, как бы ни понравились интервьюеру, вы можете получить отказ только потому, что не подходите компании.

Как угодить компании? Работодатель ищет человека, который принесет ему (его отделу или даже его бизнесу) ощутимую пользу. Основная цель поиска работника - найти такого человека, который решит существующие у него проблемы. Ваша главная цель перед тем, как открыть дверь работодателя - узнать с какими проблемами вам придется столкнуться в ходе рабочей деятельности и заранее продумать, как вы будете объяснять их решение работодателю. Используя эти данные, вы должны больше говорить о том, что необходимо работодателю выбирая нужные факты из своего рабочего опыта. Вы должны назубок знать, чем вы лучше других соискателей, а на предложение рассказать о себе нужно выдать заранее подготовленную самопрезентацию, адаптированную под нужды конкретного работодателя. Не забудьте подготовить небольшой доклад о том, что получит работодатель после того, как вы будете приняты на службу. Старайтесь представить дело так, чтобы ваш собеседник проникся убежденностью, что вы именно то, что он так долго искал.

Подготовка к собеседованию
Собрать информацию о компании, о должностных обязанностях, подготовить серьезные вопросы – все это чрезвычайно важные шаги накануне собеседования. Одни работодатели сразу рассказывают о том, кто им нужен, другие пишут об этом в описании вакансии, но есть такие, которые стараются держать эти данные в секрете до того момента, пока вы сами не расскажите свои слабые стороны, поэтому внимательное изучение сайта будущего работодателя, других вакансий, которые он выставляет, статей в прессе о его компании могут оказать неоценимую помощь в деле подготовки к собеседованию. Нелишним будет с вечера погладить свой «выходной» костюм. Однако самое важное в подготовке к собеседованию – работать над собой!

 Подготовьте интересный рассказ о себе. Возьмите в руки резюме и подглядывая в него, расскажите своему отражению в зеркале, домашнему питомцу или супруге историю своего карьерного пути за последние 3-5 лет. В конце рассказа обязательно остановитесь на своих личных качествах.

 Постарайтесь, как можно более точно сформулировать и обосновать свои личные качества: ваш собеседник должен узнать, почему вас следует считать целеустремленным, волевым, настроенным на успех, а не серой мышкой, как ему могло показаться с первого взгляда.

 Опросите близких, друзей и коллег относительно тех черт, которые они в вас видят. На основании их мнения, вы наверняка сможете сделать несколько новых и неожиданных открытий о самом себе.

 Составьте список тех личных качеств, которыми вы обладаете. Прибавьте к ним те, что видят в вас другие. Подумайте, какие качества могли бы вас характеризовать, как неоценимого работника для компании, в которую вы идете на собеседование и заострите внимание интервьюера именно на них.

 Отрепетируйте свою речь. Обратите внимание на слова, которые вы используете. Не закрались ли в вашу речь слова-паразиты или неприемлемые на деловой встрече речевые обороты?

 Подготовьте документы, которые могут понадобиться на собеседовании:

  • резюме -2 экз.
  • сопроводительное письмо -2 экз. (если есть)
  • рекомендательные письма (если есть)
  • паспорт
  • диплом об образовании с вкладышем + копия
  • дипломы о дополнительном образовании, сертификаты об окончании курсов, удостоверения и т.п. (не следует брать с собой документы, не имеющие отношения к должности, на которую вы претендуете).

 Подумайте ответы на вопросы работодателя, которые обязательно в том или ином виде прозвучат на собеседовании:

  • почему вы ушли (решили уйти) с последнего места работы?
  • где вы сейчас работаете?
  • почему вы хотите работать именно в нашей компании?
  • какую пользу ваша деятельность как сотрудника может принести нашей компании?
  • назовите свои достоинства и слабости как сотрудника
  • назовите свои самые большие достижения как специалиста
  • были ли у вас неудачи в профессиональной деятельности и какие?

 Накануне собеседования необходимо расслабиться, чтобы наутро не дрожал голос, не тряслись от страха руки и колени, чтобы походка и жесты выглядели уверенно. Не так важен метод расслабления – займетесь ли вы йогой, просто ли выспитесь, прогуляетесь по вечернему парку или посидите в теплой компании друзей.

Накануне

 Постарайтесь не употреблять алкоголь накануне собеседования. Перенесите вечеринки с употреблением алкоголя на тот день, когда вас уже примут на работу.

 Не волнуйтесь и постарайтесь выспаться

 Заранее просчитайте маршрут так, чтобы избежать даже малейшего опоздания (подсчитайте время на дорогу и прибавьте к нему полчаса). Лучше вы подождете 10 минут в приемной, чем работодатель будет ждать вас полминуты. Опоздание на встречу, даже по независящим от вас обстоятельствам, на 90% перечеркнет все надежды на получение работы в этой компании.

 Обязательно уточните имя и отчество вашего интервьюера, это может прибавить вам очков на собеседовании.

 Оденьтесь со вкусом – желательно, в европейские костюмы. Для дам допускается как жакет с юбкой, так и брючный костюм.

 Для документов подготовьте отдельную папку. Перед встречей перечитайте свое резюме - для уверенности в себе

 Отрепетируйте улыбку. В прямом смысле слова. От того, как вы улыбаетесь – открыто и искренне, или криво ухмыляетесь, зависит то, как встретит вас собеседник, то, насколько быстро вам удастся войти в контакт.

 Возьмите с собой амулет: монету, зеркальце, маленькую фигурку или пирамидку – все, что мило сердцу и что без труда может поместиться в кармане. Весь свой позитивный настрой можно сконцентрировать на этом маленьком талисмане, а перед входом в кабинет работодателя просто пару секунд подержите его в руках – увидите, как то тепло, которое вы в него вложили, передастся вам. Вместе с ним придет и уверенность!

 На всякий случай! Накануне собеседования не стоит стричься или покупать новые ботинки - неудача в подобных делах может свести на нет все ваши усилия понравиться Кстати! По поводу одежды существует также одна хитрость: она должна "тянуть" на половину предполагаемой зарплаты. То есть, хотите получать 1000, оденьтесь на 500…

Вы пришли

 Постарайтесь прийти на встречу чуть раньше назначенного срока.
Если вдруг все-таки вы чувствуете, что не успеваете к назначенному времени, обязательно позвоните по контактному телефону, извинитесь, объясните причину вашего опоздания и узнайте, сможет ли работодатель принять вас в этот же день чуть позже или возможно перенести встречу на другое время.

 Если вы вообще решили не ходить на собеседование (передумали работать в этой компании, у вас другие срочные дела и т.п.) ОБЯЗАТЕЛЬНО позвоните работодателю и сообщите об этом, предварительно извинившись, что нарушили его планы. Пусть хорошее впечатление о вас, полученное в предварительной беседе по телефону, ничего не испортит!

 Входя в офис, обязательно поздоровайтесь с персоналом, попросите сообщить о вашем приходе сотруднику, с которым у вас назначено собеседование. Если вас попросят немного подождать, не стоит возмущаться и воспринимать это как неуважение к себе. Запаситесь терпением и не теряйте чувство доброжелательности, с которым вы шли на встречу.

 Заранее отключите или выключите звук сотового телефона, чтобы никакой звонок не мог помешать вашей беседе.

 Заходя в кабинет, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству к сотруднику, с которым будете беседовать. Обязательно улыбнитесь. Скажите, что для вас очень приятно приглашение на собеседование именно в эту компанию. Этим вы сможете заранее расположить к себе собеседника.

 Сядьте так, чтобы ваше лицо и туловище было обращено к собеседнику. Передвиньте стул, если это необходимо. Не разваливайтесь на стуле, не скрещивайте ноги под ним, не поджимайте их; не теребите нервно руками ручку.

 Советуем мысленно нарисовать треугольник между бровями вашего собеседника и смотреть именно туда. Не стоит сверлить его взглядом.

 Постарайтесь ненавязчиво зеркально отражать жесты собеседника: так называемая "зеркальная" поза, тем самым психологически вы сможете настроить собеседника на одну волну с вами.

 Внимательно слушайте вопросы, которые вам задают, смотря при этом в лицо собеседника. Начинайте отвечать только тогда, когда поймете, о чем вас спросили. Если вопрос не совсем понятен, то, извинившись, попросите еще раз повторить его. Однако не переусердствуйте - переспрашивать почти каждый вопрос ни в коем случае нельзя.

 Отвечая на вопрос, старайтесь не говорить более 2-3 минут. Этого времени вполне хватит, чтобы в целом осветить наиболее важную и ключевую информацию по самому сложному вопросу. Односложные ответы «да» и «нет», тихий голос создадут впечатление вашей неуверенности в себе, неумении объяснить свою точку зрения.

 Если вас попросят рассказать о себе, не следует пускаться в пространные разговоры о своей автобиографии. Тем более, недопустимо отвечать, что в резюме уже всё написано. Расскажите о своем образовании, осветите опыт работы. Это продемонстрирует лишний раз ваши профессиональные навыки и качества.

 Постарайтесь обойти щекотливые темы - политика, секс, религия, критика бывшего начальства.

 На любом собеседовании неизбежны вопросы, которые могут поставить в тупик. Если у вас нет ответа или вы считаете поставленный вопрос провокационным, не выходите из себя , гораздо разумнее произнести: «Простите, я не готов отвечать».

 На вопрос о ваших недостатках лучше назвать какой-нибудь не очень страшный, например: "к сожалению, я по природе "сова", поэтому решение важных вопросов переношу на послеполуденное время".

 Будьте готовы к вопросам личного характера - работодатель вправе знать, скажется ли ваша семейная ситуация, на интенсивности и производительности вашего труда.

 На вопрос о желаемой зарплате назовите реальную, а не запредельную сумму. Вопрос о зарплате специалисты советуют оставить на конец разговора. Работодатель должен оценить все преимущества, которые он получает в случае приема вас на работу. Да и вы сами в зависимости от хода беседы можете сыграть на понижение или повышение в зависимости от того насколько хорошо идут переговоры и какие дополнительные условия предоставляет работодатель. Но не стоит слишком занижать уровень заработной платы, на которую вы готовы согласиться. Настаивайте на назначенной зарплате. Ведь хорошо - дешево не бывает. "Если он просит дорого, значит - действительно специалист," – будет думать работодатель.

 Обязательно задайте работодателю, которые вы подготовили заранее и которые могли у вас возникнуть в ходе беседы. Если вас интересует возможность карьерного роста, то важно суметь правильно задать этот вопрос. Имейте в виду, что вас приглашают в компанию на конкретную должность, на решение определенного круга задач. Не все должности предусматривают карьерный рост. Кроме того, работодателям сложно обсуждать этот вопрос, не зная ваших возможностей и способностей. Тем не менее, вполне уместно узнать у работодателя, практикуется ли в компании ротация кадров, существуют ли в отдаленной перспективе возможности роста с данной позиции и обязательно спросить, что для этого нужно (дополнительное образование, курсы повышения квалификации, наработка опыта или что-то еще). Узнайте, какие программы по обучению или повышению квалификации сотрудников существуют в компании. Тогда вы будете выглядеть серьезным и целенаправленным человеком. А это еще один плюс в вашу пользу.

 Постарайтесь улыбаться. Открытая улыбка, немного хорошего и ненавязчивого юмора, и тогда небольшие промахи вам будут обязательно прощены. Деловому разговору улыбка не мешает, наоборот, остается впечатление, что вы – опытный, а потому уверенный в себе человек.

 Прощаясь по окончании собеседования с сотрудником, который его проводил, обязательно поблагодарите за предоставленную вам возможность пройти собеседование в данной компании вне зависимости от окончательного выбора, который сделает работодатель.

Далее…

 Если вы на собеседовании в рекрутинговой компании, то в конце разговора не забудьте уточнить дальнейшую последовательность действий – ваших и рекрутера.

 Если вас пригласили на дальнейший тур собеседования или уже на встречу с работодателем, не поленитесь еще раз воспользоваться этими советами!

 Даже если вас не приняли, не стоит расстраиваться, и тем более - отчаиваться. С каждым последующим собеседованием будет расти ваш опыт и умение презентовать себя грамотно.

 Подумайте, что могло послужить причиной неудачи: недостаточная квалификация, завышенная самооценка, плохой внешний вид и угрюмость или просто опоздание на собеседование.

 Собираясь на следующее собеседование, постарайтесь подготовиться получше.Откроем маленький секрет!Провал на интервью может быть вызван даже такими мелочами, как неухоженные ногти или жвачка во рту…

Если все же вы испытываете дискомфорт перед собеседованием, боитесь проходить тестирование, не уверены в правильности составления резюме или сопроводительного письма - загляните в раздел Консультации и тренинги, возможно, вам будут интересны наши услуги в этой сфере.